МОЙКА АГРЕГАТОВ 

Мойка агрегатов



Как мы уже неоднократно отмечали в своих публикациях, любой ремонт всегда должен начинаться с мойки деталей. И ремонт двигателей не исключение. Проводить какие-либо действия с непромытыми изделиями - делать дурную работу. В связи с чем можно смело утверждать: мойка является самостоятельной и крайне важной технологической операцией, игнорировать которую ни в коем случае нельзя.
Однако мойка мойке рознь…

Еще каких-нибудь 10-15 лет назад автомобильные детали отмывались кисточкой в тазике с бензолом. Особо ответственные мастера после этого открывали вентиль на батарее центрального водяного отопления и обливали деталь горячей водой. Благодаря этому деталь очищалась более или менее приемлемо, но трудоёмкость такого "полоскания" была колоссально, а качество - относительным.
К тому же частое применение жидкостей с ярко выраженной растворяющей способностью, таких как бензин, ацетон и пр., может крайне негативно сказываться на состоянии здоровья сотрудников. Веной тому и вредные испарения, и сами свойства веществ известны случаи как серьезных повреждений кожного покрова ( сыпь, экземы, гнойники, фурункулы, язвочки и т.д.), так и поражений дыхательных путей. Что бы обезопасить персонал, придется пойти на значительные расходы, связанные с приобретением дополнительных средств индивидуальной защиты: респираторов, резиновых перчаток и т.п.
Другой аспект - серьёзно возрастающая пожароопасность. Невнимательность и неосмотрительность может привести к трагическим последствиям. К сожалению, слишком часто из сводок новостей мы узнаём об очередных взрывах или пожарах на предприятиях, чья деятельность связана с активным применением огнеопасных составов. Нам кажется, немногие руководители мечтали "прославится" подобным образом, поэтому им необходимо как следует задуматься о том, какие вещества использовать в качестве моющих средств. Благо на рынке они сегодня в изобилии.
Как работают такие средства? Давайте остановимся на этом подробнее.

Моющее Действие

Само по себе моющее действие - это, выражаясь научно, совокупность физико-химических процессов, приводящих к очистке поверхностей твердых тел от различного рода загрязнений. Моющей способностью обладают водные растворы (правильнее - гидрозоли) мыл, синтетических технический моющих средств (ТМС), некоторых природных соединений . Сам процесс мойки, опять же с научной точки зрения, состоит из нескольких последовательных этапов: смачивания, пептизации, эмульгирования и стабилизации загрязнений в виде высокодисперсной фазы - мельчайших капелек или капелек и твердых частиц, равномерно распределённых в моющем растворе. Поскольку почти все загрязнения гидрофоны, то вода, обладая большим поверхностным натяжением, не смачивает загрязненные поверхности и стягивается в отдельные капли (см. таб.). При растворении в воде моющего средства поверхностное натяжение раствора уменьшается, и раствор смачивает загрязнение, проникая в его трещины и поры. При этом снижается сцепляемость частиц загрязнения между собой и с поверхностью. Качественное моющее действие обеспечивается наличием в системе поверхностно - активных веществ (ПАВ), способных создавать вокруг частиц (капель) дисперсной фазы и на очищаемой поверхности так называемый адсорбционно-сольватный защитный слой. Высокая поверхностная активность таких веществ необходима для эффективного диспергирования (т.е. тонкого измельчения твердых тел и жидкостей в окружающей среде) и отделения загрязнений от очищаемой поверхности (подложки, субстрата). Защитный слой препятствует укрупнению частиц загрязнений, перешедших в моющий раствор, и повторному их налипанию (резорбции) на отмытую поверхность.

Вещества , способствующие смачиванию водой, называются гидрофильным, а вещества, отталкивающие воду и способствующие растворению масел, жира и т.д., - гидрофобными.

Как происходит мойка? Сначала, как мы и сказали, поверхность смачивания.

Молекула ПАВ состоит из двух частей: молекулы способствует проникновению ПАВ в микротрещины, микропоры и т.п. (обеспечивает смачиваемость поверхности), а гидрофильная , ориентированная в сторону водного раствора, понижает поверхностное натяжение воды. Основная задача ПАВ в процессе очистки - уменьшение поверхностного межфазного натяжения воды для достижения смачивания и удаления загрязнения с поверхности. Кроме того, благодаря проникновению ПАВ в микротрещины частиц загрязнения они разрушаются и измельчаются.

Затем под действием моющих веществ образуется эмульсия. При растворении ТМС в воде происходит реакция гидролиза. В результате образуется обильная пена, которая и втягивает в себя - сортирует - частицы грязи, содержащиеся в воде и на очищаемом объекте. Ее количество регулируется ПАВом, поскольку и недостаток, и переизбыток пены в равной степени ухудшают качество очищения поверхности.

Ряд технологических процессов сопровождается нежелательным пенообразованием. Для разрушения пены (непогашения) или предупреждения ее образования используют противопенные вещества, или пеногасители. Эффективные пеногасители - поверхностно - активные вещества, вытесняющие с поверхности жидкости пенообразователи, но сами не способные обеспечить стабилизацию пены. К их числу относятся различные спирты, эфиры, алкиламины.

Чтобы части грязи снова не осели на металле, ТМС вводятся полимеры, способные предотвращать резорбцию. Также в составе порошка, как правило, присутствуют силикаты. Хотя баки и барабаны моечных машин делаются из нержавеющей стали или специальных сплавов, дополнительная защита от коррозии не повредит.

В завершение процесса молекулы моющего средства адсорбируются на загрязнениях и чистой поверхности, что препятствует укрупнению частицы загрязнения стабилизируются в растворе и удаляются вместе с ним.

Стабилизация заключается в поглощении гидрофобных радикалами молекул не растворимых в воде веществ .Это означает, что водные растворы ПАВ в определенных условиях способны поглощать значительные количества не растворимых в воде веществ, как твердых, так и жидких.

Такое подробное описание процесса мойки мы привели не случайно. Оно позволяет нам лучше понять, почему именно специальные средства , А не бензин или ацетон, целесообразно применять для очищения деталей.

Действительно, смотрите: используя в качестве моющего средства продукты перегонки нефти, кетоны, спирты и т.д., мы просто физически не имеем возможности отработать все необходимые стадии моющего действия , а следовательно, добиться оптимального качества очищения поверхности . В составе перечисленных веществ, кроме того, отсутствуют ПАВ, поэтому с одинаковым успехом удалить все, мы подчеркиваем - именно все, виды и типы загрязнений также не в наших силах.

К тому же моющие средства могут содержать всевозможные добавки, благодаря которым не только улучшается качество очищения деталей, но и увеличивается их ресурс.
Ну и, наконец, ТМС, в свою очередь, также можно очищать (они обладают хорошей способностью к регенерации) и применять неоднократно, чего не позволяют огнеопасные жидкости. Единственное, для этого потребуется оснастить моечный участок центральным растворным пунктом или оборудовать моечные машины грязеотстойниками для регулярного удаления отмытых загрязнений (вредных веществ и незаэмульгированных нефтепродуктов).

Стабилизация - один из важнейших этапов моющего процесса. Суть его заключается в способности моющего раствора удерживать в объеме загрязнения, препятствуя обратному осаждению их на отмытые поверхности.

Владимир Иванович Савченко, заслуженный изобретатель России, профессор Московского агроинженерного университета им. В. П. Горячкина: - Представленные сегодня на рынке синтетические моющие средства имеют различные составы. Для очищения деталей автомобиля я рекомендовал бы те из них, в которых присутствуют компоненты, способствующие созданию на поверхности фосфатирующего слоя. Во-первых, фосфатный слой препятствует коррозии цветных и черных металлов и сплавов, из которых сделаны, детали, в период межоперационного хранения и на операциях подготовки поверхностей перед нанесением лакокрасочных покрытий.

Для очистки деталей необходим определенный уровень щелочности моющего раствора: pH 10,5-11,5.


Хорошо также, если при использовании ТМС создается щелочная среда дня, например, дезинфекции. Не думайте, что в нашем деле дезинфекция не играет такой важной роли, как, скажем, при обработке пищевых объектов. Моющие растворы можно очищать и повторно использовать, а что бы обеспечить им надлежащие условия хранения, надо исключить возможность развития размножения гнилостных микробов и бактерий. Так вот отвечают за это как раз дезинфицирующие добавки.
Резюмируя все вышеизложенное, хочу повторить: только применение специальных моющих составов позволяет добиться высокого качества очищения и значительного продления ресурса деталей.
В свое время мы проводили определенные исследования в этой области. Полученные результаты впечатляют: соответствующая всем требованиям мойка повышает долговечность отремонтированных объектов приблизительно на 25 - 30 %! Коэффициент качества (отношение долговечности, т.е. фактического ресурса к стандарту) без использования ТМС - 0,4 максимума 0,6.После разработки системы технической документации относительно моечных процедур с обязательным применением ТМС мы добились его повышения до 0,7 - 0,75.

Владимир Иванович Савченко - один из создателей наиболее популярных в советское время моющих составов: МС-6, МС-8, (60-70-е годы), МС-15, МС-17 (80-е). Можно сказать - пионер отечественных исследований в данной области. Последним его детищем является моющее средство МС-37, хорошо зарекомендовавшее себя на промышленных предприятиях различных сфер деятельности и применяемое до сих пор.

Когда - то СССР занимал одну из лидирующих позиций в мире по производству промышленных моющих средств. В лабораториях и целых институтах задачи повышения качества мойки решали сотни, тысячи специалистов. Однако в настоящее время, как это ни прискорбно, в связи с развалом Советского Союза широкое производство российских промышленных ТМС фактически прекратилось. Дело в том, что многие компоненты, необходимые для их выпуска, оказались "за границей" (в частности, фосфатирующие добавки поставлялись из Казахстана), и потому и стоимость резко возросла. Более того, отсутствие достаточных инвестиций в разработку новых средств , в научные исследования ставит под серьёзной вопрос развитие этого направления в нашей стране. Большинство составов, все еще производящихся в России, не отвечают требованиям сегодняшнего дня, их рецептура устарела, постольку была составлена 15, а то и 20 лет назад. Незначительные модификации, которым, возможно, она и подвергалась, несколько улучшают потребительские свойства ТМС, не приходится. И эту проблему надо как-то решать, иначе в ближайшем будущем мы запросто можем вернуться к пресловутым "тазикам с бензином".

Владимир Иванович предлагает, например, ввести нечто вроде налога на науку. По его мнению, увеличение стоимости ремонта на 10-50 руб. не повлечет серьезного недовольства со стороны клиента, но если бы удалось создать, допустим, на базе объединения авторемонтников межотраслевое научно- производственное подразделение, например при Московском агроинженерном университете, где более 30 лет существует научная школа по разработке ТМС, моечных машин и моечных технологий, то это позволило бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Ну да мы уже привыкли к тому, что в нашей стране "куда ни кинь - всюду клин". Мы можем сколь угодно долго рассуждать о том, как сделать лучше, и в результате ни чего не достичь. А посему давайте лучше вернемся к теме нашего повествования - мойке как таковой.

Из наиболее достойных отечественных образцов можно выделить использовавшиеся еще в советские времена "любомиды", а так же СМ - 37 и "Деталан". Но, что бы вы ни выбрали, обратите внимание: моющее средство следует использовать аккуратно. В основе любого моющего средства лежит щелочь, и если переборщить, алюминиевые детали, например, могут почернеть или на или на них может появиться химическая коррозия. Чтобы не попасть в такую ситуацию, наш вам совет: внимательно читайте инструкцию.

Моечные машины Наибольшей эффективности от применения моющих средств можно добиться только при использовании специальных моечных машин (камер). Они позволяют значительно сократить продолжительность процесса (для сравнения: при мойке механическим способом время выдержки составляет 2-5 минут; ручным - 10-15 минут) и в 10-15 (!) раз уменьшить расход ТМС.
В советское время моечные машины были слишком громоздки, а потому подходили исключительно для производств в промышленных масштабах, но ни как не для небольших сервисных станций. Как правило, они представляли собой камеры проходного типа, внутри которых устанавливался закольцованный подвижной конвейер с ключиками. На эти ключи навешивали корпусные детали: блоки, головки и т.д.

В.И. Савченко:
- Добиться высокого качества очистки удалось только благодаря разработанной нами многостадийной системе очистки ремонтируемых объектов.

Однако, несмотря на создание действенной системы отчистки, "советская гигантомания" не смогла адекватно отреагировать на изменившиеся в начале 90-х экономические условия. Моечные камеры, занимающие площадь до нескольких сотен квадратных метров, не подходили станциям нового типа. В гораздо большей степени их потребности удовлетворяли компактные установки импортного производства. Им - то и отдали предпочтение российские сервисмены.
Надо сказать, что появление подобных моек на ремонтном производстве значительно облегчило работу мастеров, а культура производства перешла на совершенно иной, более высокий уровень. Чистые детали, чистые руки, чистый инструмент. Многие руководители автосервисов говорили нам, что изменения были видны невооруженным глазом: на полу, стенах, верстаках, в ящиках с инструментами - оттуда просто ушла грязь.
Немало важную роль играет и экологический аспект. Моющий раствор из мойки, как мы уже отмечали, можно утилизировать. Он биологически разложим, он не остается, как бензин, вечным жирным пятном на земле. Кроме того, его можно регенерировать: сухой остаток (масло, грязь) плотно упаковывается и сдается вместе с твердыми отходами, а моющий состав используется повторно. Со временем, когда расходы на водопользование в России возрастут, также как и расходы на охрану окружающей среды, этот аспект будет иметь немаловажное значение для автосервисов.
Нередко для очистки автомобильных деталей используют обычную мойку высокого давления. Однако, во - первых. Струя воды может распылить мелкие детали по всему помещению, во - вторых, такие установки прежде всего предназначены для мойки кузовов автомобилей, а загрязнения, которые присутствуют, например, на деталях двигателя, коробки и т.п., имеют свои характерные особенности, и обычной водой их не возьмешь. На это ещё не все "минусы" - только в рекламе хорошо, на самом деле, нагружая один и тот же аппарат и мойкой кузовов, и мойкой деталей, приготовьтесь, что и детали будут не очень хорошо отмыты, и на кузове автомобиля могут появиться вкрапления масла. Да и нагрузка на сам аппарат высокого давления возрастет, а соответственно, срок службы его сократиться. Именно поэтому на ремонтных предприятиях используют специальные моющие установки.

В.И.Савченко:
- Применять под высоким давлением ТМС в струйных моечных установках с использованием холодной воды нецелесообразно! Во - первых, рабочая температура моющего раствора, как правило, не должна быть меньше 40-45 оС. А во - вторых, в подобных установках стоят плунжерные насосы. После выключения установки компоненты моющего средства могут выпасть в осадок, закиснуть, и снова включить устройство будет уже невозможно. Но даже если ничего подобного и не произойдет, все равно износ плунжерной пары увеличиться многократно.

Моечные устройства бывают трех видов: барбатажные (подача воздуха через пористые или перфорированные элементы), карусельные и камерные.
Барбатажные мойки работают следующим образом: детали загружаются в бак с горячей водой, туда подводится трубка с воздухом, который подается под давлением, и за счёт этого вода активно бурлит и моет находящиеся в баке детали. Моет, правду сказать, медленно и очень качественно, непромытых мест остается достаточно много.
Карусельная мойка выглядит приблизительно так. Представьте себе колесо обозрения в Парке культуры и отдыха им. Горького. В каждой корзинке стоит по двигателю, внизу - ванна, в которой эти корзины опускаются, а потом поднимаются. И так раз за разом. Несколько таких погружений и всплытий из чана с горячим раствором - и деталь оказывается весьма неплохо отмытой. Минус один: это сооружение имеет настолько циклопические размеры, что разместить его в сервисе просто не представляется возможным. Вдобавок к тому оно еще чудовищно (не побоимся этого слова) энергоемко. Позволить себе такую мойку сегодня вряд ли кто сможет, да и не захочет…
Поэтому остается только один путь - камерная мойка. Мойка камерного типа, или, как их еще называют, мойки орошением, до недавнего времени не были широкого распространения в нашей стране. Гиганты советской индустрии работали по барбатажному или карусельному принципу. С тех пор многое изменилось, и подобное оборудование оказалось, повторимся, совершенно не подходящим для совершенных ремонтных предприятий. Вот тогда - то и появились камерные мойки.
Принцип работы моек камерного типа состоит в следующем. В закрытом ящике находится корзина с деталями, которая вращается под действием струй воды или при помощи механического привода. К ящику подведена так называемая магистраль орошения - трубка, в которой стоят сопла, из каждого сопла под давлением идет горячий моющий раствор. Именно этот раствор и моет детали, после чего стекает вниз, проходит через фильтр, нагревается и снова поступает в систему. Грязь и масло остаются на фильтре в отстойнике. Устройство чем - то напоминает посудомоечную машину.
Можно еще вспомнить установку для быстрой мойки деталей с кистью при постоянном потоке жидкости (установка также приспособлена для того, чтобы компоненты погружались в моечный бассейн), но трудозатраты при таком методе невероятно велики. К тому же далеко не все детали можно отмыть в не слишком вместительном баке при помощи кисточки. Мойки орошением являются наиболее подходящим вариантом для сервисом, поэтому мы подробнее остановимся именно на них.
Выбирая мойку, нужно прежде всего точно определить максимальные размеры деталей, которые вы собираетесь в ней мыть. Купите поменьше - она уже вырастет, купите побольше и не будите использовать на полную загрузку - обидно, так как цена мойки напрямую зависит от ее размеров.
Важным критерием эффективности работы мойки является давление, под которым распыляется моющий раствор (в мойках этого типа давление составляет от 2 до 8 атмосфер), и скорость циркуляции раствора, т.е. скорость литров моющего раствора в минуту попадает в моющую камеру.

Руководитель фирмы "Механика" Дмитрий Даньшов:
- Опыт нашей компании показывает, что качественная мойка начинается от 150 л/мин. Например, в сконструированной ОКБ "Механика" установке скорость циркуляции раствора составляет более 400 л/мин. Этого более чем достаточно, чтобы отмыть даже сильное загрязненные изделия. И раствор обязательно должен быть горячим. Иными словами: чем больше горячего раствора и выше давление в пределах от 2 до 8 атмосфер, тем быстрее и качественнее отмываются детали. Установив маломощный насос, вы планируете сэкономить несколько киловатт, но это великое заблуждение. Маломощный насос просто приведет к тому, что мыть детали вы будете в два, а то и в три раза дольше.

Изменить подаваемое в моечную камеру давление можно только одним способом - заменив насос. Теоретически деталь этого ни в коем случае нельзя, насос монтируется производителем, и он несет ответственность за работу оборудования. В случае поломки насоса вы заказываете в сервисном центре новый агрегат и, заплатив достаточно приличные деньги, получаете его через 2 месяца. Но эти 2 месяца оборудование у вас простаивает.
Наиболее склонны к поломкам моноблочные насосы, которые монтируются на большинство импортных моек. И связано это прежде всего с их устройством. В моноблочных насосах сам насос и электродвигатель разделены только фланцем, т. е. находится непосредственно рядом. Как только сальник от тяжелой работы поизносится, горячий моющий раствор на водной основе начинает поступать в электродвигатель, попадает в его обмотки, отчего электродвигатель, естественно, сгорает.
Как правило, столкнувшись с подобной проблемой, управляющие автосервисами принимают решение не дожидаться прихода нового агрегата, а устанавливают на его место другой, так сказать, внештатный, в котором насосный узел, приводной вал и электродвигатель разнесены по отношению друг к другу. Ведь, поверьте, при перекачивании моющего средства высокой температуры рано или поздно потечет любой сальник, и важно, чтобы у мастера было время заметить это и устранить неисправность. Моноблочный насос, если сальник хотя бы чуть - чуть стал пропускать моющую жидкость, тут же "умирает".
К сожалению, на сегодняшний день на российском рынке представлен достаточно узкий ассортимент моек орошением: финские TEIJO, итальянские SWE и MAGIDO, SZAKAL MET - AL Kft (Венгрия), ряд достаточно дорогих немецких моек, например GEORG RENDER, и модель "КМ-11", выпускаемая российской компанией "Механика". Так, может, действительно стоит задуматься над внедрением налога на науку?

http://mehanika.ru/

Михаил Калинин — "Новости авторемонта", ноябрь (54) 2006

 

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz